Заземление крана башенного


Замер заземления башенного крана

Башенный кран — это грузоподъемная машина со стрелой, закрепленной в верхней части вертикальной башни и выполняющая работу по перемещению и монтажу конструкций за счет сочетания рабочих движений: подъема и опускания груза, изменения вылета, передвижения самого крана по рельсам и поворота стрелы с грузом.

При строительно-монтажных работах обычно используются электрические сети с глухозаземленной нейтралью. В таких сетях металлические части находящиеся под напряжением подлежат заземлению. Заземлением какой-либо части электроустановки называется преднамеренное электрическое соединение ее с заземляющим устройством. Согласно СНиП 12-03-2001 это выполняется путем соединения рельсовых путей с заземлителем. Тем самым заземляется корпус башенного крана. Первичное заземление выполняется у силового трансформатора. Заземлители могут быть искусственными и естественными. Искусственное заземление заземляющего устройства обычно выполняется из стальных труб или уголков, которые забиваются вертикально в грунт и соединяются между собой полосовой сталью с помощью сварки. Трубы или уголки должны быть длиной 2,5-5 м. Трубы имеют диаметр 35 мм и более, со стенками толщиной не менее 4 мм. Уголки имеют размер не менее 63х63х4 мм. Заземлители соединяются между собой и с рельсами кранового пути полосовой сталью толщиной не менее 4 мм и сечением не менее 48 мм² или стальной проволокой диаметром не менее 6 мм между стыками рельс. Между нитками рельс в начале и конце кранового пути устанавливаются перемычки, которые выполняются из стальной полосы или стальной проволоки. Они крепятся к рельсам сваркой. Запрещается применять в качестве заземляющих проводников какие-либо материалы, кроме стали. Если есть опасность коррозии, применяют обмедненные или оцинкованные стальные заземлители, заземляющие проводники и перемычки. В качестве естественных заземлителей используют проложенные под землей водопроводы, обсадные трубы, металлические конструкции и арматуру железобетонных конструкций зданий и сооружений, имеющие соединение с землей. Запрещается использовать в качестве естественных заземлителей трубопроводы горючих или взрывчатых жидкостей и газов, трубопроводы, покрытые изоляцией для защиты от коррозии, алюминиевые и свинцовые оболочки кабелей.

Специалистами электролаборатории «Сила тока» были проведены замеры заземленных конструкций и после работы были предоставлены технические отчеты с протоколами проверки сопротивлений заземлителей и заземляющих устройств. Измеренная величина сопротивления заземлителей (заземляющих устройств) получилась менее 4х Ом, что соответствует нормам.

ellabst.ru

Заземление, освещение, сигнализация

Категория:

   Электрооборудование кранов

Заземление, освещение, сигнализация

Заземление. При работе на башенных кранах необходимо исключить возможность поражения обслуживающего персонала электрическим током при случайных повреждениях изоляции токоведущих проводов и обмоток электродвигателей. Поэтому все башенные краны, работающие при напряжении 380/220 в, должны быть заземлены.

Заземление заключается в присоединении крана через рельсовые пути к естественным или искусственным очагам заземления. Для этого необходимо обеспечить надежное соединение корпусов электродвигателей и аппаратов с металлическими конструкциями, на которых они смонтированы. Соединение производится в основном с помощью крепежных болтов, а также специальных перемычек. Электрический контакт между отдельными частями конструкций крана и крана с рельсовыми путями достигается посредством тщательной зачистки от ржавчины и краски стыков секций башни и ходовой тележки.

На башенных кранах, питание энергией которых производится через четырехжильный гибкий кабель, необходимо выполнять зануление крана, которое заключается в присоединении металлической конструкции крана к четвертой — нулевой жиле кабеля. Нулевой провод кабеля должен быть обязательно подключен к заземляющей системе на стройплощадке.

Для устройства заземления надо использовать естественные заземлители — водопроводные трубы, различные трубопроводы, металлические конструкции зданий и сооружений, имеющие надежное соединение с землей, и др. При эксплуатации кранов обычно приходится, помимо общеплощадочного заземления, устраивать дополнительно специальные искусственные очаги заземления. Для рельсового пути устраивают два очага заземления—на каждую нитку отдельно. Схема типового искусственного очага заземления приведена на рис. 98. В качестве проводников применяются стальные трубы диаметром 50—75 мм и длиной около 2,5 м, забиваемые в землю я а расстоянии не менее 3—5 м друг от друга.

Число труб должно выбираться по расчету в зависимости от конкретных условий, но не менее трех.

Нижние концы труб заостряют и в «их делают отверстия. После забивки труб для улучшения электропроводности в них заливают 2—3-процентный раствор соли: К трубам приваривают стальную полосу 40X4 мм или круглую сталь диаметром 16 мм, один конец которой в свою очередь приваривают к рельсу, обеспечивая надежный контакт всей системы. Звенья рельсов в местах стыков соединяют стальной проволокой диаметром 7—9 мм, создавая замкнутый контур всего подкранового пути.

В зоне действия башенного крана должна быть только одна заземляющая система. В том случае, если имеется вторая заземляющая система, она может находиться не ближе 20 м от зоны работы данного крана.

Освещение. Для освещения кабины управления, машинного отделения или противовеса с механизмами, рабочих площадок на приобъектном складе и на возводимом объекте на башенных кранах применяются осветительная арматура и прожекторы. Светальники «Универсаль» устанавливаются в кабине, машинном отделении, у переходных площадок, на противовесах, вдоль стрелы.

Рис. 98. Схема типового очага заземления: 1 — расположение очагов заземления и перемычек; б — перемычка; в — очаг заземления; г — трубчатый электрод 7 — рельс; 2 — стальная проволока 0 7 мм; 3 — полоса 20—40 мм; 4 — боек; 5—гильза; 6 — труба; 7 — конус

Прожектор обычно закрепляют на конце стрелы, направляя его рефлектором вниз, и на поворотной головке с наклоном в сторону стрелы. Питание током приборов освещения производится от силовой электросети по отдельной цепи. При проведении ремонта на кране применяют переносные лампы с напряжением до 12 в, питающиеся от понизительного трансформатора. Защита цепи освещения осуществляется с помощью обычных пробочных плавких предохранителей, монтируемых на специальном щитке в кабине управления вместе с контрольной лампочкой.

Сигнализация. Для предупреждения обслуживающего персонала и строительных рабочих на складе и на возводимом объекте о начале любой рабочей операции на кране предусматривается установка звуковых сигналов — электрического звонка или сирены. Звуковые аппараты закрепляются на кабине или невдалеке от нее. Включение и выключение звонка или сирены производится кнопкой с пульта управления машиниста.

На кранах, расположение кабин которых не позволяет машинисту видеть место монтажа конструкций, применяется телефонная связь между машинистом и бригадиром монтажников, имеющим переносный микрофон и наушники. Для обеспечения безопасности ведения работ бригадир монтажников иногда применяет кнопку, включаемую в цепь питания катушки контактора защитной панели. В случае необходимости монтажник разрывает с помощью кнопки цепь контактора и выключает весь кран.

Читать далее: Электрические схемы и электрическое оборудование кранов

Категория: - Электрооборудование кранов

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Защитное заземление на строительной площадке

К работам в электроустановках до 1 ООО В с полным или частич­ным снятием напряжения, выполняемым по распоряжению, отно­сятся: ремонт магнитных пускателей, пусковых кнопок, автомати­ческих выключателей, рубильников, реостатов, контакторов и ана­логичной аппаратуры, установленной вне щитов и сборок; ремонт отдельных электроприемников (электродвигателей, электрокалори­феров); ремонт отдельно расположенных магнитных станций и бло­ков управления; смена предохранителей; ремонт осветительной про­водки. Работы должны выполняться двумя работающими.

В порядке текущей эксплуатации оперативным или оператив­но-ремонтным персоналом производятся работы на закрепленном участке в течение одной смены по специальному перечню с пос­ледующей записью в оперативном журнале.

Технические мероприятия. Ведение работ с частичным или полным снятием напряжения в установках до 1000 В. Отключаются все си­ловые и другие трансформаторы со стороны высшего и низшего напряжения. Отключение может быть произведено: коммутацион­ным аппаратом с ручным управлением, контакты которого видны с лицевой стороны (если при этом контакты не видны, то необхо­димо открыть щитки, дверцы кожухов или снять сами кожухи); контакторами с автоматическим приводом и дистанционным уп­равлением при снятии предохранителей оперативного тока отсое­динением концов включающей катушки. При отсутствии перенос­ного заземления принимают дополнительные меры: снимают пре­дохранители, применяют изолированные накладки в рубильниках и автоматах, отключают концы питающих линий и т. д.

Проверка отсутствия напряжения должна производиться указа­телем напряжения. Отсутствие напряжения должно проверяться на всех фазах. Проверка производится в диэлектрических перчатках. Проверка отсутствия напряжения в сетях до 1 ООО В производится указателем напряжения или переносным вольтметром. Примене­ние контрольных ламп допускается при линейном напряжении до 220 В.

Меры, обеспечивающие безопасность работ без снятия напряже­ния. Рабочее место электромонтера должно располагаться так, что­бы токоведущие части, находящиеся под напряжением, находи­лись перед ним или с одной стороны. Необходимо пользоваться защитными средствами. Спецодежда работающих должна быть глу­хой и иметь опущенные и застегнутые рукава, головной убор на­девать обязательно.

Защитные средства. Защитными средствами называются прибо­ры, аппараты, переносные устройства, служащие для защиты пер­сонала от поражения электрическим током. Минимальные нормы комплектов защитных средств электроустановок напряжением до 1 ООО В при вводе их в эксплуатацию следующие: указатель напря­жения — один; изолирующие клещи — одни; диэлектрические перчатки, галоши — по две пары; монтерский инструмент с изо­лирующими ручками — не менее двух комплектов; переносные заземления — не менее двух; предупреждающие плакаты — не ме­нее двух комплектов; диэлектрические коврики — два; временные ограждения — не менее двух комплектов; защитные очки — одна пара; противогаз — один.

11.5.  Защитное заземление на строительной площадке

Одним из наиболее важных мероприятии, значительно повы­шающих электробезопасность работающих на стройках людей, яв­ляется правильное устройство защитного заземления.

Условия работы электроустановок на строительных площадках под открытым небом — сырость, атмосферные осадки, передвижные механизмы с электроприводом, временные электросети — создают повышенную опасность поражения людей электрическим током.

Причиной поражения людей электрическим током может быть не только прикосновение к токоведущим частям. При поврежде­нии изоляции корпусы электродвигателей или пусковой аппара­туры и, самое главное, связанные с ними металлические части строительных машин и механизмов оказываются под напряжени­ем. Прикоснувшись к ним, человек при отсутствии защитных мер поражается электрическим током. Такие случаи особенно опасны тем, что рабочие, обслуживающие машины, не ожидая опаснос­ти, постоянно соприкасаются с ее металлическими частями. За­щитой от поражения током при переходе напряжения на конст­руктивные металлические части служит защитное заземление.

Заземлением какой-либо части электроустановки называют пред­намеренное электрическое соединение ее с землей при помощи провода (заземляющего проводника), присоединенного к метал­лическому заземлителю, имеющему непосредственное соприкос­новение с землей. Заземлитель и заземляющие проводники носят название заземляющего устройства.

Заземлению подлежат металлические части строительных ма­шин и механизмов с электроприводом, корпуса электроинстру­ментов, корпуса электрооборудования и пускорегулирующих ап­паратов, конструкции, каркасы и кожухи электротехнических ус­тройств и другие металлические части, которые могут оказаться под напряжением в результате повреждения изоляции.

Защитное заземление выполняется различно в зависимости от напряжения и системы электроснабжения.

Сети напряжением до 1000 В (сети 380/220 В) на строительных площадках сооружаются по четырехпроводной системе — «звезда» с нулем. В таких сетях, согласно правилам, в обязательном порядке заземляется нейтраль (нулевая точка) силовых трансформаторов (система с глухозаземленной нейтралью). Для этого у каждого ТП устраивают заземляющий контур, к которому подсоединяют вы­вод нулевой точки трансформатора, а следовательно, и нулевой провод сети. Сопротивление заземляющего устройства ТП, соглас­но правилам, должно быть не более 4 Ом (для трансформаторов мощностью до 100 кВ А эта норма повышается до 10 Ом).

Нулевой провод воздушных линий повторно заземляют через каждые 250 м, а также на концах линий и ответвлений, в том числе обязательно в зоне работы строительных механизмов — ба­шенных кранов, экскаваторов и т. д.

В сетях с глухозаземленной нейтралью защитное заземление выполняют присоединением заземляемых частей установки к за­земленному нулевому проводу электросети (рис. 11.1). Действие та­кого заземления (ранее оно называлось занулением) состоит в том, что в случае повреждения изоляции и появления напряжения на корпусе оборудования создается короткое замыкание в одной из фаз трансформатора через нулевой провод, в результате чего по­врежденная часть установки автоматически отключается, так как под действием тока короткого замыкания немедленно перегорает плавкая вставка предохранителя или отключается автомат.

Заземление корпусов строительных машин осуществляется с помощью заземляющей жилы шлангового кабеля, питающего элек­тропривод машины. Один конец заземляющей жилы присоединя­ется к заземляющему болту на корпусе (или металлоконструкци­ях) машины, а другой — к заземляющему болту на корпусе пуско­

вого ящика или подключа — тельного пункта, через ко­торый подается питание к машине. Корпус пускового ящика присоединяется к ну­левому проводу сети.

Некоторые особенности имеет заземление башенных кранов. Помимо заземления металлической конструкции и корпусов электрооборудо­вания крана, которое про­изводят посредством четвер­той жилы шлангового кабе­ля, обязательно заземляют подкрановые рельсовые пути.

При этом перемычки между всеми стыками рельсов, а также между двумя нитками рельсов выполняются сваркой. Рельсы присоединя­ются (отдельными проводниками) к повторному заземлению нуле­вого провода и к заземляющему болту подключательного пункта крана.

В отдельных случаях в электроустановках строительных организа­ций могут бьггь сети трехфазного тока напряжением до 1 ООО В (трех­проводные), работающие с изолированной (незаземленной) нейт­ральной точкой силовых трансформаторов. Такого рода сети иногда строят на торфоразработках и в подземных выработках. В таких се­тях, а также во всех электроустановках на напряжение выше 1000 В (например, у строительных машин с высоковольтным электро­приводом) защитное заземление выполняют сооружением мест­ного заземляющего устройства (отдельного заземляющего конту­ра) с присоединением к нему заземляемых частей оборудования (рис. 11.2). Местное заземляющее устройство при этом должно иметь малое сопротивление. Согласно правилам сопротивление такого за­земляющего устройства в установках на напряжение до 1 ООО В не должно превышать (так же, как у ТП) 4 Ом; в сетях напряжением

6…10 кВ это значение определяется расчетом, но не должно пре­вышать 10 Ом. Действие заземления в этом случае состоит в том, что оно снижает до безопасной величины напряжение, которое может появиться на корпусе машины или аппарата при поврежде­нии изоляции.

В качестве искусственных заземлителей применяют вертикально

забитые в землю отрезки угло­вой стали сечением 50 х 50 мм, длиной 2…2,5 м или стальные стержни из круглой стали ди­аметром 12… 14 мм, длиной до 4…5 м (прутковые зазем — лители). Отдельные заземли — тели связывают между собой в общий заземляющий контур стальными полосами сечени­ем 40 х 4 мм; соединение вы­полняют на сварке. Заземля­ющие проводники присоеди­няют к заземляющему конту­ру (к стальной полосе) также сваркой, а к корпусам аппа­ратов и машин — болтами. Не­обходимое количество зазем­лителей в контуре определя­ется расчетом. Чем меньше должно быть электрическое сопротивление заземляющего устрой­ства, тем больше требуется заземлителей. При этом большое значе­ние имеет характер фунта, в котором выполняется заземление. Бо­лее благоприятные грунты глинистые, наименее благоприятные — песчаные и скалистые.

При устройстве заземлений и во время эксплуатации электро­оборудования требуется проведение ряда измерений (проверка соответствия заземляющего устройства нормам). Для этой цели служат специальные приборы — измерители заземлений.

Такие измерения выполняют специалисты-электрики в соот­ветствии с имеющимися инструктивными указаниями.

fiziku5.ru

Устройство заземления рельсового пути башенных кранов

ЕНиР

§ Е35-48. Устройство заземления рельсового пути башенных кранов

Состав работы

1. Подготовка площадки под устройство очагов заземления с разбивкой мест забивки заземлителей и прокладки шин заземления (перемычек). 2. Забивка вручную заземлителей из угловой стали сечением 60х60х6 мм или стальных труб диаметром 48-60 мм в грунт на глубину 2,5-3 м. 3. Установка перемычек.

Состав звена

Электромонтажник — 3 разр.

Нормы времени и Расценкиенки на 1 заземление

Группа грунтов Количество очагов заземления На каждый дополнительный очаг
1 2 3 св. 3 добавлять
Нормы времени Расценки. Нормы времени Расценки. Нормы времени Расценки. Нормы времени Расценки.
I 4 2-80 5,3 3-71 7 4-90 1,8 1-26 1
II 4,8 3-36 7,8 5-46 11,5 8-05 2,7 1-89 2
III 5,9 4-13 9,3 6-51 14,5 10-15 4 2-80 3
а б в г

Примечания: 1. Нормы времени и Расценки. данной таблицы предусматривают устройство заземления рельсовых путей, состоящих из пяти звеньев. При другом количестве звеньев рельсового пути Нормы времени и Расценки. на одно заземление следует увеличивать или уменьшать в зависимости от изменения количества звеньев из расчета Нормы времени 0,59 чел.-ч, а Расценки. 0-41,3 на одно звено (ПР-1).

2. Приварка перемычек к стальным конструкциям должна нормироваться по сб. Е22-1.

snip1.ru


Смотрите также