Использование метеорологической информации при строительств дорог
Проектирование - один из основных этапов, на котором закладываются будущие потребительские свойства дороги. Учету погодно-климатических факторов на этой стадии должно уделяется особое внимание. Основные положения по учету погодно-климатических условий при проектировании дорог нашли свое отражение в том или ином виде в нормативных документах.
Анализ состояния проектного дела в нашей стране показывают, что российские нормы на проектирование имеют самые жесткие технические параметры, и в то же время недостаточно учитывают региональные и погодно-климатические особенности страны.
Вопросы проектирования отдельных конструктивных элементов автомобильных дорог с учетом погодно-климатических факторов достаточно хорошо изучены и подробно изложены в научно-технической литературе. Рассмотрим более подробно учет при проектировании особенностей содержания дорог. На стадии проектирования дороги должна производиться оценка вариантов трассы с учетом эксплуатации дороги в сложных погодных условиях. В проектах новых и реконструируемых дорог необходимо принимать инженерные решения, которые обеспечат безопасность движения в любой период года. К ним относятся: проложение трассы дороги с учетом ее снегозаносимости, обоснованный выбор руководящей рабочей отметки насыпи дороги, обеспечивающей ее незаносимость снегом, решение вопросов инженерного оборудования и обустройства - выбор оптимальных схем снегозащиты для различных участков дорог, расчет необходимого количества техники, материалов, расчет мощности производственных баз, организация связи и т.д. Вопросы организации работ по содержанию автомобильных дорог, и в первую очередь по зимнему содержанию, должны быть также отражены в проектах на строительство или реконструкцию дороги. Отсутствие в проектно-сметной документации раздела организации работ по содержанию автомобильной дороги приводит к необходимости выполнения дополнительных работ по сооружению технологических объектов после передачи дороги в эксплуатацию.
В целях повышения эффективности организации работ по содержанию автомобильных дорог был разработан перечень мероприятий, которые нашли свое отражение в приказе Росавтодора Российской Федерации № 262 от 04.06.2000 «О включении в проектно-сметную документацию на строительство и реконструкцию автомобильных дорог раздела «Организация работ по содержанию автомобильной дороги». В документе указывается на необходимость проектирования производственных баз, расчета необходимых ресурсов и организации метеообеспечения при содержании дорог. Обоснованное решение этих задач невозможно без климатологической информации. На основе этой информации при наличии заданного уровня содержания может быть рассчитано количество машин для зимнего содержания, количество противо-гололедных материалов, цикличность работ по снегоочистке и борьбе со скользкостью, необходимое количество финансовых ресурсов, топлива и т.д. По этим данным может быть построен линейный график зимнего содержания, по которому планируют места размещения производственных баз, их мощность, схемы передвижения техники при производстве работ и места размещения автоматических дорожных метеостанций. Климатические особенности района учитываются на стадии строительства дороги при разработке проектов организации строительства и календарных графиков. При этом учитываются следующие параметры: