Ландшафтный дизайн жилой среды
ЖИЛЫЕ ПРОСТРАНСТВА И ТРАНСПОРТ: КОНФЛИКТ ИЛИ ГАРМОНИЯ
Ухудшение среды жизнедеятельности человека констатируется в большинстве крупных городов мира, как в России, так и за рубежом. Немалая роль в этом принадлежит постоянно расширяющимся площадям жилой застройки, которая, вопреки ожиданиям, не способствует улучшению экологической ситуации в городе. Постоянно нарастающая экспансия многоэтажных зданий и увеличение размеров открытых пространств жилых образований приводят к тому, что отдельные благоустроенные фрагменты в виде хозяйственных, детских игровых и спортивных площадок скорее иллюстрируют нормативные подходы, количественные характеристики и радиусы доступности, чем реально отвечают интересам жителей и, тем более, – соображениям устойчивости среды.
Экология жилой среды стабильно воспроизводит лишь устойчивый стереотип первичности крупномасштабной застройки, зачастую напоминающей бетонные саркофаги без осмысленного взаимодействия с природным окружением. Под влиянием подобного подхода к жилой застройке цивилизованное представление о том, что комфортность среды проживания складывается из степени удобства самой квартиры и ближайшего окружения дома, постепенно поступается второй составляющей.
Ландшафт селитебных территорий, относимый специалистами к категории "агрессивных", подвержен разрушению в основном за счет воздействия транспортных средств и неорганизованного передвижения людей. Экологически ориентированный ландшафтный дизайн жилой среды должен способствовать смягчению негативного воздействия транспорта и гибкой организации жизненных процессов в усовершенствованной структуре открытых пространств жилых образований.
Усилия по развитию ландшафтного дизайна селитебных территорий могут быть эффективными для повышения устойчивости среды в случае их сосредоточения на решении вопросов предотвращения стихийного паркирования автомобилей, оптимальной организации транзитных пешеходных направлений и создания системы дифференцированных пространств для различных видов досуговой деятельности.