Технология выполнения бульдозерных работ
Бульдозеры выполняют следующие работы.
Послойную разработку и перемещение грунтов производят при дальности перемещения 50–150 м. Большие расстояния перемещения экономически выгодны для тяжелых бульдозеров. При послойной разработке грунтов характерны челночные движения машины, чередующие рабочий и холостой ход. Грунт целесообразно разрабатывать и перемещать, двигаясь по одному следу с образованием боковых валиков, траншейным способом, спаренной работой бульдозеров, образованием промежуточных валов. В легких грунтовых условиях применяют дополнительное сменное оборудование бульдозера (открылки, уширители, удлинители).
Возведение насыпей осуществляют двумя способами: поперечными проходами из резерва и продольными односторонними движениями машины. При поперечном перемещении грунта из резервов целесообразно использовать траншейный способ разработки грунтов и спаренную работу машин. Первые призмы подают в центр насыпи, последующие – ближе к ее краям.
Призмы волочения укладывают вприжим. Подъемы откосов насыпи, по которым подается грунт, не должны превышать 30 %. При больших подъемах откосов насыпи работа неэффективна.
Продольными движениями бульдозера в направлении продольной оси насыпи целесообразно подавать грунт под уклон. Высота насыпи в этом случае может быть до 4–5 м.
Разработку выемок производят продольными двусторонними проходами и поперечными ходами. Продольный двусторонний способ обеспечивает большую производительность. В случае небольшой протяженности выемки возможна работа одним бульдозером. Применяют способ в случаях, когда грунт, вынутый из выемки, полностью укладывают в прилегающие насыпи. Поперечный способ разработки выемки применяют, когда излишки грунта укладывают в кавальеры вдоль будущего полотна дороги.
Разработку каналов, ирригационных сооружений, траншей, котлованов производят поперечными ходами бульдозера с постепенным смещением машины вдоль сооружений . Грунт укладывают в кавальеры по всей протяженности каналов, создавая с обеих сторон валы грунта. Разрабатывают грунт в параллельных траншеях глубиной не более габаритной высоты машины. Расстояние между траншеями до 0,4–0,6 м. После разработки разрушают межтраншейную перемычку. В этом случае эффективна групповая работа машин спаренными параллельными ходами.