Искусственные сооружения
Искусственные сооружения устраивают в местах пересечения автомобильной дорогой рек, ручьев, оврагов, балок, других дорог. Большую часть водопропускных сооружений на дорогах (90–95 %) строят в виде одноочковых или двух-, трехочковых труб. Они удобны, так как не меняют условий движения автомобиля, поскольку их можно располагать при любых сочетаниях плана и профиля дороги. Трубы не стесняют проезжую часть и обочины, не требуют изменения типа дорожного покрытия.
Трубы собирают из железобетонных элементов, изготовленных на заводе или полигоне. Сечение труб – круглое или прямоугольное; диаметр – не менее 0,75–1,0 м. При длине труб более 20 м рекомендуется минимальный диаметр 1,25 м. В их конструкцию входят фундамент, основные звенья, оголовки – концевые звенья, поддерживающие откосы насыпи, и открылки.
Комплекс сооружений, который строят при пересечении дорогой большой реки, называют мостовым переходом. В него входят: собственно мост; подходы к мосту – земляные насыпи с укреплен-
ными против подмыва откосами, располагаемые в пределах возможного разлива реки на повышенных частях речной долины – поймы; регуляционные сооружения, защищающие мост от подмывов и повреждений текущей водой. К регуляционным сооружениям относят струенаправляющие дамбы – незатопляемые укрепленные узкие насыпи. Сечение струенаправляющих дамб криволинейное и плавно должно подводить пойменные воды к отверстию моста. В ряде случаев регуляционные сооружения строят также для укрепления берегов насыпей.
Мосты классифицируют на автодорожные, железнодорожные, совмещенные (для автомобильной и железной дорог), пешеходные, акведуки, мосты-каналы. По месту расположения мосты бывают городские и на дорогах вне города, а по типу пересечения – мосты через водотоки, путепроводы (через дороги), виадуки (через безводные препятствия – овраг, ущелье, долину и пр.), эстакады. Основные элементы – опоры и пролетные строения моста, перекрывающие пространство между опорами. В зависимости от числа пролетов мосты бывают одно- и многопролетными, от системы конструкций пролетных строений– балочные, арочные, консольные, висячие и т. д., по расположению проезжей части относительно несущей конструкции – с ездой поверху, понизу или посередине. По сроку службы мосты бывают постоянные, рассчитанные на многие десятилетия и сооружаемые из долговечных материалов, и временные – облегченной конструкции из менее долговечных материалов. Мосты с подъемным, поворотным или раскрывающимся пролетным строением для пропуска судов называют разводными.