Рабочий процесс скрепера
Полный рабочий цикл скрепера состоит из набора грунта, его перемещения, разгрузки ковша, обратного (холостого) хода.
Набор грунта. Операция включает в себя резание грунта и наполнение ковша. Ковш наполняют грунтом в процессе прямолинейного движения скрепера по забою с опущенным ковшом и заглубленными ножами при скорости 2–4 км/ч в зависимости от толщины срезаемой стружки. Для увеличения толщины стружки грунта и сокращения времени набора, а также уменьшения пути набора и лучшего наполнения ковша применяют бульдозеры-толкачи. При разработке тяжелых грунтов прицепными скреперами использование бульдозера-толкача обязательно. Самоходные скреперы даже в легких грунтах не могут работать без бульдозера-толкача. Толщина срезаемой стружки зависит от вида грунта, а также силы тяги бульдозера-толкача. На процесс наполнения ковша грунтом существенно влияет регулирование положения заслонки и выбранный способ вырезания стружки. В начале набора заслонку поднимают на 60–70 см, чтобы она не мешала поступлению грунта в ковш. По мере скопления грунта в передней части ковша заслонку опускают с таким расчетом, чтобы зазор между ее нижней кромкой и ножами не превышал 20–
30 см при работе на несвязных и рыхлых грунтах и 40–50 см при работе на связных грунтах.
Уменьшение зазора предотвращает выпадение грунта из ковша между заслонкой и ножами. На третьем этапе наполнения пласт грунта поступает в ковш под сильным напором, преодолевая сопротивление ранее набранного грунта. Такой напор создается путем уменьшения толщины стружки. При этом заслонка должна быть приподнята на 10–15 см выше, чем на второй стадии.
В зависимости от вида работы, типа и состояния грунта применяют различные способы резания грунта и разработки забоя.
При планировочных работах, когда снимают небольшой слой грунта, ковш наполняют стружкой постоянной толщины. Этот способ малопроизводителен, так как не позволяет полностью использовать тягу скрепера, а при работе с бульдозером-толкачом по этой причине нецелесообразен. Более распространен способ наполнения ковша стружкой переменного сечения, называемый обычным.