Анализ ситуации в отечественном инвестиционном комплексе строительства
Приобретение регионами большей самостоятельности в связи с отказом от централизованной системы хозяйствования привело к разделению ответственности за проведение инвестиционной политики в регионе между федеральным центром и местными структурами управления. Однако это не означает, что государство отказалось от контроля над состоянием отечественного инвестиционного комплекса. Наоборот, сняв с себя полномочия монопольного инвестора в региональных инвестиционных программах, федеральный центр ориентируется на проработку стратегических вопросов, таких как: анализ и оценка инвестиционной привлекательности регионов, создание благоприятных условий с целью повышения инвестиционной активности и др.
Разграничение полномочий и ответственности за реализацию программ регионального развития, а также других инвестиционных проектов оговаривается в Федеративном договоре, а также иных соглашениях, заключенных между федеральным центром и регионами. Следовательно, последние приобретают большую самостоятельность в вопросах привлечения инвестиционных ресурсов. В последние годы происходило все большее “замыкание” региональных производственных комплексов, усиление их ориентации на внутренние рынки. В 1996 году в 60 из 78 субъектов Федерации доля продукции, реализуемой внутри своего региона в общем объеме произведенной промышленной продукции, возросла, причем в 18 из них - более чем на 10 процентных пунктов. Число регионов, в которых более 60 % производимой продукции реализуется на внутри региональном рынке, увеличилось с 23 в 1995г. до 32 в 1996г. При этом в семи субъектах Федерации (республиках Ингушетия, Тыва, Чукотском автономном округе, Ставропольском краях, Амурской, Новосибирской и Читинской областях) в 1996г. в своем регионе было реализовано более 70 % произведенной продукции производственно-технического назначения, продовольствия и товаров первой необходимости.
В то же время нельзя не учитывать общемировых тенденций углубления интеграции национальных и региональных экономик, свободного движения инвестиционных капиталов и как следствие заинтересованности потенциальных инвесторов в реализации различных проектов на территории РФ. Необходимо отметить, что уже в настоящее время существует потребность в подробной, грамотно структурированной информации об экономическом, финансовом, социально политическом состоянии регионов Российской Федерации, которая могла бы использоваться потенциальными инвесторами. Очевидно, что эта информация должна быть получена из достоверных источников, оценена при помощи современных аналитических методов и моделей, и представлена в удобной для потенциального потребителя форме.