Технологические дефекты асфальтобетонных слоёв, описание
Сегрегация смеси
Описание. Сегрегация представляет собой разделение крупных и мелких зерен заполнителя смеси и может происходить на разных этапах приготовления, транспортировки и укладки смеси. Сегрегация может наблюдаться: в процессе перегрузки смеси из асфальтобетонной установки в накопительный бункер; при загрузке самосвала из бункера; при выгрузке смеси в приемный бункер асфальтоукладчика. Сег-регировавшая смесь видна в слое и обычно представляет собой одну из трех форм: во-первых, это могут быть участки слоя с крупными зернами заполнителя, встречающиеся в произвольном порядке как в продольном, так и в поперечном направлениях укладки; во-вторых, это могут быть продольные полосы с одной стороны асфальтоукладчика; в-третьих, это поперечные участки.
Причины возникновения дефекта. Сегрегация смеси может быть вызвана отклонениями от технологического регламента выполнения отдельных операций по ее приготовлению, начиная от хранения заполнителя на открытых складах.
Смеси имеют большую или меньшую склонность к сегрегации. Крупнозернистые асфальтобетонные смеси с низким содержанием битума и прерывистым зерновым составом имеют большую склонность к сегрегации, чем мелкозернистые смеси с непрерывным зерновым составом и оптимальным содержанием битума. Сегрегация, встречающаяся с одной стороны покрытия, возникает в тех случаях, когда смесь неправильно загружается в самосвал из асфальтосмесительной установки. При этом крупные частицы скатываются преимущественно к одному борту. Когда такая смесь попадает в асфальтоукладчик, то он так сформирует слой, что сегрегировавшая смесь будет располагаться с одной стороны, образуя продольную полосу по краю покрытия. Сегрегация смеси зачастую обусловлена неправильной загрузкой смеси в накопительный бункер. Так как смесь загружается в бункер с помощью конвейера, то она сбрасывается в бункер у одного края. Поэтому крупные частицы заполнителя отделяются и скатываются в одну сторону. Когда самосвал загружается из такого бункера, крупные частицы заполнителя оказываются в кузове с одной стороны. Затем такая смесь попадает в асфальтоукладчик, который укладывает слой с дефектным краем. Кроме того, если самосвал будет загружаться из бункера не по центру кузова, произойдет скатывание крупных частиц к одному борту с последующим продольным дефектом с одной стороны уложенного и уплотненного покрытия.